Развитие мелкой моторики кистей рук детей необходима для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: “Ум ребенка находится на кончике его пальцев”.
1. Пальчиковые кинезиологические упражнения / “гимнастика мозга”/
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
“Колечко” - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
“Кулак – ребро – ладонь” - последовательно менять три положения сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола / сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе/.
“Ухо – нос” левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
“Симметричные рисунки” - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки / начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время “рисования” на свою руку.
“Горизонтальная восьмерка” нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, затем обеими руками.
2. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения-разминание, растирание, надавливание, пощипывание.
“Помоем руки под горячей струей воды” - движение, как при мытье рук.
“Надеваем перчатки” - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
“Засолка капусты” - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
“Согреем руки” - движения, как при растирании рук.
“Молоточек” - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки “забивать гвозди”.
“Гуси щиплют траву” - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
Игрушки-шнуровки – дают возможность придумать множество игр;
Деревянная пирамидка – помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета: изготовление из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
Кубики – развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
Конструкторы – развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
Фигурки на магнитах – развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
Пазлы – развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Чем “умнее” руки, тем умнее ребёнок. Важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Консультация учителя- дефектолог Гончарова Е.В. |