Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Персональный сайт детского сада №23 "Светлячок" города Новошахтинска
Среда, 16.10.2019, 09:43
Для слабовидящих
Меню сайта
Календарь событий
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
сетевичок
Праздники
Праздники сегодня
Наш опрос
Как вы оцениваете уровень компетентности администрации и педагогических работников детского сада?
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

Необвинительность. Вместо обличения и упреков, пусть даже вполне заслуженных – социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем конкретной семьи/подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.
Плотный постоянный контакт с семьей в течение длительного времени.
Доверительные отношения между социальным педагогом и членами семьи.
Деловая основа отношений с семьей, с применением таких методов, как контракт, план.
Уважение норм и ценностей патронируемых.
Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.
Гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в работе социального педагога, что предполагает высокий уровень квалификации и разностороннюю подготовку специалистов Центра на договорной основе





Описание этапов работы с семьей.

Приведенные выше этапы социального патронажа семьи присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны. Так, например, первый этап начинается поступлением информации о семье и завершается подписанием Договора с семьей. Второй этап начинается в недрах первого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могут быть востребованы на разных сроках работы с семьей. Этап третий – сбор информации о семье – начинается с поступления первых сведений о семье, имеет свой наиболее активный период в начале интенсивной работы с семьей, а завершается только с выходом из семьи.

Этап 1. Знакомство. Договор с семьей.

Работа с семьей начинается с заключения двустороннего Договора между семьей и Центром в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение – в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления по доброй воле в определенные деловые отношения для достижения общей цели.
К заключению Договора семья приходит вследствие работы Комиссии по делам несовершеннолетних, либо минуя Комиссию. Рассмотрим оба варианта:



Первый вариант установления контакта с семьей имеет свои преимущества. Первое заседание комиссии вскрывает проблемы семьи, их социальное значение, создает сильную мотивацию к изменению ситуации у семьи и в то же время предлагает конкретные пути для осуществления этих изменений.
Второй вариант включения семьи в работу предполагает наличие высокой степени осознания проблемы и мотивации у семьи изначально. Когда этого нет, то отказ от использования преимуществ первого варианта (включение семьи в работу Центра через КДН) неоправдан.
Предложение помощи социальным педагогом Центра может рассматриваться членами семьи как частное предложение, от которого в какой-то момент можно просто отмахнуться. За КДН – государственного органа с реальными значительными полномочиями.
Для мультипроблемной семьи, сжившейся в течение длительного времени с кризисной ситуацией и не предпринимающей попыток к ее изменению, стимулирующее значение может иметь усугубление ситуации, доведение ее до последней черты. Например: принятие КДН решения о сборе документов на лишение родительских прав.



Этап 2. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

В своей работе социальный педагог исходит из простой истины, что каждый человек хочет хорошего. Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы в планы и намерения самих членов семьи, а затем помочь воплотить эти планы и намерения в реальные действия, поступки, последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.
Вопрос создания и поддержания на должном уровне мотивации семьи к работе очень важен. В основе мотивов к работе лежат:
Осознание семьей необходимости перемен. Подчеркнутое внимание к семье со стороны социума.
Хороший контакт, доверие членов семьи.
Четкие представления о возможностях Центра и их границах, о способах и методах его работы.
Реальные результаты первых совместно предпринятый шагов, первые ощутимые, пусть небольшие, перемены к лучшему.
Свободный выбор, в основе которого позитивные намерения самих членов семьи.
Необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная и моральная) поддержка социальным педагогом усилий членов семьи для достижения успеха.
Выдвижение реально достижимых целей.
Постепенное решение проблем, движение по ступенькам.

Для поддержания мотивации необходимо обеспечить:
Продвижение в решении проблем, что достигается поэтапными планомерными целенаправленными совместными действиями членов семьи и социального педагога.
Демонстрацию семье эффекта от прилагаемых ею усилий, укрепление ее веры в собственные силы.
Привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.
Свободное прохождение информации о системе: Семья – Социальный педагог – Центр – Сеть взаимодействия.
Своевременный анализ «сопротивления» семьи и неэффективных контактов и Сети взаимодействия.
Гибкость и творческий подход. Движение в русле позитивных стремлений и желаний самих подопечных.

Этап 3.  Сбор информации о семье.

Тщательный сбор объективной информации в местах пребывания членов семьи.
Сопоставление информации из разных источников.
Применение широкого диапазона методов сбора информации (беседы, изучение документации, опросники, диагностические методы).
Сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей.
Сбор информации – не самоцель. Сбор информации необходимой и достаточной для работы с семьей.
Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:
состав семьи;
характеристику внешних и внутренних контактов семьи;
нормы, ценности, правила, представления данной семьи;
способности и возможности членов семьи;
уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.

Методы сбора информации.
Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов.
Прежде всего это беседа с членами семьи и лицами из е ближайшего окружения.
Социальный педагог может использовать такие разновидности беседы как структурированное интервью, или беседа в расширенном составе (с привлечением других сотрудников Центра, либо особо важных для членов семьи персон (ОВП). Социальный педагог активно использует для сбора информации диагностические методы. Диагностические процедуры проводятся им самим, психологами Центра, специалистами из других организаций. В практике нашего Центра используются систематически:
характерологический опросник А.Е. Личко для выявления акцентуаций характера у подростка;
опросник Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого для родителей;
метод репертуарных решеток Дж. Келли для выявления социальных установок подростков «группы риска» и многие другие.
Составляется акт обследования жилищных условий, карта социальных связей семьи (подростка), карта конфликта и др.
Собранная информация заносится в «Карту семьи», «Карту ребенка», другие документы Центра, выносится на «Круглый стол» Центра, анализируется, предоставляется лицам из Сети взаимодействия Центра в той мере, насколько это необходимо для решения проблем семьи, охраняется, как конфиденциальная, от посторонних лиц, служит основой для формирования базы данных по неблагополучным семьям.
Социальный педагог по мере необходимости прибегает к консультативной помощи специалистов и использует их заключения в своей работе. Сбор информации о семье является перманентным элементом работы социального педагога. На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

Этап 4. Анализ информации о семье.

Анализ информации о семье осуществляет социальный педагог с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи, наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом социальный педагог не только предоставляет имеющуюся у него информацию на «Круглый стол» Центра, но и постоянно черпает на «Круглом столе» важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.